Эксперты Центра новых политических технологий о законопроекте «Единой России» о занятости населения в РФ
18 марта на площадке Единой России прошло общественное обсуждение законопроекта партии о занятости. В нем приняли участие секретарь Генсовета Андрей Турчак, первый замруководителя думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, Глава Удмуртии Александр Бречалов, а также главы ряда других регионов, представители центров занятости и профсоюзов. Эксперты Центра новых политических технологий поделились своим мнением о обсуждаемом законопроекте.
Елена Дербилова, руководитель депутатской фракции «Единая Россия» в Государственном Совете Удмуртской Республики Пандемия, которая неожиданно пришла в нашу жизнь, сделала актуальным ряд вопросов, связанных с правовым регулированием занятости населения. Уже принят и действует федеральный закон по удалённой работе. Фракция «Единая Россия» в Государственном Совете Удмуртской Республики принимала активное участие в подготовке предложений в этот законопроект. Партия выстраивала структуру помощи людям, как на законодательном, так и на представительном уровне. Наши депутаты энергично включились в эту работу. Мы получали от граждан немало вопросов, касающихся именно трудоустройства и занятости. Поэтому, считаю, что корректировка закона о занятости – это своевременный шаг. В ближайшее время планируем провести общественные слушания с приглашением профсоюзов, общественных организаций и всех заинтересованных сторон. Свои предложения мы направим руководителю фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, чтобы мнение нашей общественности было услышано и учтено при подготовке законопроекта ко второму чтению. Такая практика уже имеется. Мы проводили общественные слушания при внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации. Наши предложения были учтены Государственной Думой при принятии решений.
Галина Мерзлякова, ректор УдГУ ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» высоко ценит усилия ВПП «Единая Россия» по модернизации законодательной базы в такой важной сфере, как трудовая занятость. Предлагаемые изменения являются актуальными и продиктованными требованиями времени. Цифровизация услуг и сервисов, особенно в трудовой сфере, будет наряду с развитием инфраструктуры и дорожной сети, способствовать «сшиванию страны». Удмуртский государственный университет, являясь ведущим вузом Удмуртской республики просит внести в законопроект ряд изменений, связанных со студенчеством. Прежде всего это законодательное закрепление статуса молодого специалиста. Заканчивая вуз и вступая в рыночные отношения выпускник не всегда может в полной мере конкурировать с боле опытными специалистами. Наличие законодательно закрепленного адаптационного периода, с набором преференций, позволит выпускникам учебных заведений полноценно конкурировать на рынке труда. Предлагаем законодательно отрегулировать более широкую практику использования договоров целевого обучения как в бюджетной сфере так и для других субъектов экономической деятельности. В рамках цифровой трансформации предлагаем согласовать для высших учебных заведений получение от органов по труду и занятости информации о трудоустройстве выпускников. Наличие точных данных в динамике позволит отслеживать карьерную траекторию выпускника и будет способствовать повышению качества образования в вузе. Считаем необходимым введение в трудовое законодательство электронного портфолио гражданина, как одного из элементов цифрового паспорта компетенций.
Сергей Шерстобит, председатель Федерации профсоюзов УР Федерация профсоюзов Удмуртской Республики законопроект в целом одобряет. Как положительное, следует отметить направленность на обеспечение работой в первую очередь россиян, а не трудовых мигрантов, поддержку особо уязвимых категорий граждан, улучшение отдельных сервисов служб занятости, в частности возможность прохождения профессионального обучения в системе службы занятости не только по месту жительства, но и по месту пребывания, получение безработными поддержки в открытии своего дела. Предложения: Законопроектом предусматривается, что неявка без уважительных причин на переговоры с работодателем, отказ без уважительных причин явиться в центр занятости для направления на работу или обучение – расцениваются как отказ от поиска работы. Необходимо в обязательном порядке указать перечень таких уважительных причин для целей Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации». Постановка на учет безработных в качестве самозанятых позволяет привлекать к работе данную категорию граждан вместо наемных работников в целях экономии на выплатах НДФЛ и страховых взносов, а также для уклонения от соблюдения социально-трудовых гарантий, установленных в ТК РФ. В результате работники теряют положенные им по Трудовому кодексу льготы и социальные гарантии, в первую очередь это оплата больничных и размер будущей пенсии. Поэтому считаем необходимым предусмотреть в законодательстве четкие критерии, не допускающие подмены трудовых отношений гражданско-правовыми. Так, если функциональные обязанности можно расценивать как трудовые или гражданско-правовые отношения, то они должны признаваться трудовыми в безусловном порядке с вытекающим обложением вознаграждения налогами и страховыми взносами. Вопрос передачи полномочий центров занятости на федеральный уровень требует отдельной дополнительной проработки. Согласно ст. 33 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» максимальный и минимальный размеры пособия по безработице устанавливаются ежегодно Правительством РФ. Учитывая важность данного вопроса, считаем, что он должен регулироваться не отсылочной нормой к подзаконному акту, а устанавливаться в самом законе относительно величины, например, МРОТ или МЗП, ПМ в регионах. Учитывая социальную значимость законопроекта необходимо его рассмотреть в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Максим Воробьев, председатель УРО Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Пандемия стала толчком для развития онлайн сервисов. Заказ продуктов не выходя из дома, прохождение различных вебинаров, поход в театр и музей, развитие телемедицины, несомненно положительно сказалось на жизни людей с инвалидностью. Процесс трудоустройства и поиска работы не только для людей с инвалидностью, но и всей категории маломобильных граждан, как показала пандемия, необходимо было менять. Я считаю, что данный законопроект улучшает возможность поиска работы не только людям с инвалидностью. Заявление можно подать, не выходя из дома, для многих это удобно. Так как не нужно выходить из дома и преодолевать трудности и тратить на это время. То, что нет необходимость сбора различных справок, а это значит не нужно ходить и их собирать. Тот факт, что сейчас База вакансий будет Единая, опять-таки улучшает поиск работы не только для нашей категории. На портале удобно посмотреть вакансии по конкретной нозологии и выбрать подходящую вакансию. Уверен, что изменение в законодательстве о занятости ещё будут происходить, так как жизнь не стоит на месте.
Сергей Шаргаев, директор ГКУ ЦЗН Завьяловского района УР 2018-2019 г.г. Прошло 30 лет со дня принятия Закона РФ «О занятости населения в РФ». С тех пор утекло много воды, изменились реалии. Естественно назрели изменения, это веление времени. В новом законопроекте «О внесении изменений в Закон РФ «О занятости населения в РФ» одним из главных новшеств я считаю перевод на цифровую платформу всей системы работы занятости страны. Расширится банк вакансий. Гражданин, ищущий работу, может зарегистрироваться в службе занятости, не выходя из дома, а также удаленно получить всю информацию по имеющимся вакансиям не только в своем муниципальном районе, но и по стране в целом. И для работодателей это большой плюс. Это есть движение в ногу со временем. Данное новшество очень важно и в условия пандемии. Очень важным, с моей точки зрения, является и то, что гражданин может проходить профессиональное обучение в системе службы занятости не только по месту жительства (прописки), но и по месту пребывания.