Первое чтение: принят проект закона «О бюджете Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»
28 ноября заседании одиннадцатой сессии Государственного Совета Удмуртской Республики депутаты в первом чтении приняли законопроект «О бюджете Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Как отметила, представляя проект документа, министр финансов Удмуртии Вера Сухих, законопроект о бюджете Удмуртии на предстоящую трёхлетку сформирован и подготовлен на основе прогноза социально-экономического развития, который содержит расчёт базовых бюджетообразующих показателей.
Главная задача бюджетной политики на ближайшие три года – обеспечение социальной стабильности в регионе.
Сегодня на сессии депутаты Государственного совета приняли в первом чтении проект бюджета на 2024 и плановый период 2025-2026 годов. Традиционно мы понимаем, что это – не финальная версия.
Во втором чтении нам с коллегами предстоит внести в проект бюджета серьезные коррективы, но самое главное, о чем я хочу сказать, – они совершенно точно будут в сторону увеличения.
Так, например, дополнительно нам предстоит распределить 11 млрд рублей, существенная часть из которых, – это дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Весь этот и предыдущий год Глава республики Александр Бречалов очень активно вел работу с Министерством финансов Российской Федерации. Благодаря этому нам удалось доказать, что мы, являясь субъектом, вносящим значительный вклад в формирование доходной части федерального бюджета, имеем право на увеличение дотации на выравнивание. И на 2024 год она будет увеличена на 30% по сравнению с 2023-м годом. Республика получит на 3,8 млрд рублей больше.
Подготовка законопроекта ко второму чтению будет вестись постоянными комиссиями и фракциями Госсовета в тесном взаимодействии с профильными министерствами и ведомствами, общественными организациями, экспертами, чтобы максимально учесть все необходимые расходы, как в части финансового обеспечения социальной сферы, так и поддержки развития региональной экономики.
С учётом тех изменений, которые у нас ожидаются в части поступлений из федерального бюджета и собственных ходов, мы планируем детально рассмотреть распределение дополнительных расходов, пересмотрим поправки, уже подготовленные постоянными комиссиями, и примем решение на что направить дополнительные средства.
Предложения, на что в первую очередь обратить внимание, традиционно обсудим на заседании двух Президиумов и совместно примем решения, учитывающие, в первую очередь, интересы наших граждан и приоритеты в развитии региона.
Второе чтение проекта бюджета республики на трёхлетний период запланировано на 12 декабря.
Проект бюджета сбалансированный, он учитывает все социально значимые расходы: заработные платы, ОМС, расходы на здравоохранение, культуру, спорт и т.д. Всё, о чем говорилось в Посланиях Президента страны и Главы нашей республики, нашло отражение в проекте бюджета в первом чтении. Бюджет социально-ориентированный.
Конечно, нам предстоит большая работа с поправками. Мы с коллегами и Правительством провели большую работу в части анализа расходных статей. Мы считаем, что есть статьи недофинансированные. Например, это здравоохранение, куда мы считаем нужно добавить, это сельское хозяйство, где у нас стоят глобальные задачи – миллион тонн молока и миллион тонн зерна, это и спорт, и культура и национальная экономика. Нужно увеличить средства на дороги и тротуары.
Мы считаем, что недостаточно расходов предусмотрено на капитальный ремонт школ и социальных объектов. Мы учтём эти расходы, но перед этим надо поработать и с доходами. Мы анализируем доходную часть, и, прежде всего, налоговые поступления, исходя из позитивного прогноза социально-экономического развития. Считаю, что доходную часть можно тоже увеличить для того, чтобы исполнить расходную часть.
Глава республики и Правительство очень разумно строят отношения с федеральным бюджетом, что подтверждают довольно значительные цифры, прозвучавшие сегодня на сессии Государственного Совета Удмуртской Республики. Проект бюджета на следующие годы довольно напряженный, но оптимистичный.
Оптимистичный потому, что при таком не маленьком дефиците (в первом чтении закрывается только 70%), ко второму чтению мы получим дополнительные поступления из федерального бюджета, а также будет произведен перерасчет поступлений налоговых доходов в бюджет республики. Это значит, что ко второму чтению бюджет будет закрыт даже с небольшим приростом по дополнительному распределению.
Многие критикуют республиканские власти за большой госдолг. Но я всегда говорил, что было бы плохо, если бы эти деньги мы тратили на какие-то ненужные вещи. Однако республика за счет роста долга обеспечила все социальные нужды и потребности. Сегодняшний бюджет тоже направлен на это.
Республика старается сдерживать нарастание государственного долга и в следующем году будет взят только один кредит на продолжение работ по нашей знаковой стройке – зданию аэропорта.
Хочу также обратить внимание на софинансирование федеральных средств. Для Удмуртии будет пересмотрен процент: с каждым годом, начиная с 2024 года, он будет сокращаться. Нам удастся сэкономить внушительную сумму — 700 млн рублей.