
Депутаты Удмуртии завершили парламентский год
3 июня состоялось заседание двадцать четвёртой сессии Государственного Совета Удмуртской Республики. Участие в сессии принял Глава региона Александр Бречалов, который поблагодарил депутатов за совместную работу и обозначил ключевые направления развития региона, отдельно остановившись на вопросах благоустройства и создания комфортной городской среды.
В ходе сессии депутаты рассмотрели 30 вопросов. Среди них – законопроекты «Об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2024 год», о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на 2025 год и на плановый период.
Также парламентарии рассмотрели ряд проектов постановлений Государственного Совета, в числе которых проект постановления «Об обращении Государственного Совета Удмуртской Республики к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко по вопросу установления ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей в сфере образования». Кроме этого, депутаты приняли изменения в ряд законов о выборах и референдумах.
Спикер республиканского парламента Владимир Невоструев представил отчёт о результатах деятельности Государственного Совета Удмуртии в 2024 – 2025 парламентском году.

Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики
2025 год стал знаковым для Государственного Совета Удмуртской Республики – нашему республиканскому парламенту исполнилось 30 лет. За это время депутатами подготовлена база законов, иных нормативных правовых актов, которые позволяют развиваться и промышленности, и сельскому хозяйству, и социальной сфере.
Особое внимание хотел бы уделить принятым депутатами законодательным решениям в части установления налоговых преференций для предпринимателей и предприятий, которые уже дали результат: за 2024 год в бюджет республики предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, перечислили более 13 миллиардов рублей.
Депутаты активно работают и в своих избирательных округах. В первую очередь – это исполнение наказов избирателей. Всего с начала седьмого созыва депутаты получили более 8400 наказов. Из них свыше 6500 на данный момент исполнено. Это не просто красивые слова, а ресурсы, которые вложены самими депутатами, организациями.
Огромная работа проводится депутатами Государственного Совета по поддержке участников специальной военной операции, их семей. Это и разработка нормативных правовых актов, проведение встреч, гуманитарная помощь, психологическая и моральная поддержка, решение частных вопросов и многое другое.
В новом парламентском году перед депутатским корпусом Удмуртии поставлены большие задачи. Уже в сентябре нам предстоит приступить к приведению нормативной правовой базы республики в соответствие с федеральными требованиями и распределить полномочия по ключевых сферам. Также пристальное внимание мы, безусловно, уделим задаче, которую поставил Глава Удмуртии по участию в грантовых конкурсах и привлечению на территорию республики дополнительных средств.

заместитель Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики — Председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Государственного Совета Удмуртской Республики
2024 год был непростым и в геополитическом плане, и в экономическом, но нам удалось справиться со всеми вызовами. Доходы в 2024 году в бюджет республики поступили в количестве 135,4 миллиарда рублей. Это на 21% больше, чем в 2023 году. Такой рост по доходам стал возможен благодаря, прежде всего, увеличению поступлений по налогу на прибыль до 35,1 миллиардов. Это плюс 7,4 миллиарда к уровню 2023 года.
Вторая причина – это рост по налогу на доходы физических лиц. Здесь у нас цифра 35,6 миллиардов поступлений, это плюс 8,6 миллиардов к уровню 2023 года. Данный показатель, прежде всего, говорит о том, что у нас сохраняется рост промышленного производства, увеличивается количество рабочих мест и идет повышение уровня заработной платы.
Также рекордом у нас отметилось поступление от малого и среднего бизнеса, то есть поступления от спецрежимов, которые работают на территории республики. Если мы посмотрим в разрезе последних 5 лет, то налоговые поступления вообще утроились. Это происходит, в том числе, благодаря тому, что мы в Государственном Совете на протяжении последних лет принимаем законы, которые вводят различные налоговые преференции для субъектов малого и среднего бизнеса и тех, кто впервые зарегистрировал бизнес на территории нашей республики.
Что касается расходов, то расходы на поддержку наших граждан и на развитие республики составили 128,1 миллиардов рублей. Главный приоритет — выполнение социальных обязательств перед гражданами. 74% расходов в структуре бюджета — это расходы на социальную сферу. Зарплаты бюджетников выросли на 22%, 26,5 миллиардов инвестировано в развитие экономики, дорожную сферу, сферу ЖКХ и другие отрасли.
Несмотря на все сложности наша промышленность показывает уверенный рост. Объем производства увеличился на 10,9%, в основном, конечно, за счет обрабатывающей промышленности, куда входят все наши крупные заводы. Обрабатывающие производства увеличили объем почти на 23%. Основным драйвером роста здесь также остается машиностроительный комплекс. Кстати, по росту обрабатывающего сектора Удмуртия на текущий момент лучшая в ПФО и сохраняет пятую позицию в Российской Федерации.
Наши предприятия отгрузили в 2024 году продукции на 1 триллион 345 миллиардов рублей. На треть больше, чем в 2023 году. В последние годы промышленный сектор становится менее зависимым от нефтедобычи. По итогам 2024 года доля обрабатывающей промышленности стала 62,5% против 33% нефтедобывающей отрасли.
Инвестиции в развитие превысили 224 миллиарда рублей, это плюс 22% к уровню 2023 года. Из бюджета республики на поддержку аграриев и развитие сельского хозяйства было выделено 3,4 миллиарда рублей. Благодаря этим мерам нам удалось не только сохранить, но и приумножить успехи.
Бюджет 2024 года исполнен ответственно и прозрачно. Все социальные обязательства выполнены в полном объеме, экономика продолжает развиваться. Будем надеяться, что те рекордные темпы, к которым мы подошли, сохранятся в этом году.
Также на сессии мы внесли изменения в бюджет текущего 2025 года. Изменения и по доходам и по расходам. Доходную часть увеличили на 528,8 миллиона рублей. За счет чего мы прогнозируем увеличение: за счет платежей, уплачиваемых в целях возмещения вреда, причиняем дорогам тяжеловесными транспортными средствами (73,8 миллиона рублей) и доходов от возврата остатков трансфертов прошлых лет (455 миллионов рублей). Средства планируется направить на увеличение дорожного фонда республики и решение вопросов местного значения, прежде всего в рамках поддержки проектов самообложения граждан.

заместитель Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики – председатель постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по науке, образованию и поддержке развития и институтов гражданского общества
В сегодняшнем законодательстве очень четко прописан статус педагога. Он имеет повышенную ответственность, и в то же время определено особое отношение к этой специальности, к этой профессии. Но, к сожалению, законодательно не регулируется, что последует, если вдруг кто-то нарушит права педагога именно в процессе организации им учебного процесса.
В данном случае речь идет о тех ситуациях, когда родители вмешиваются в образовательный процесс, когда они публично подвергают оскорблению педагога. Или когда из-за неподобающего поведения одного ученика может страдать весь класс. Педагог в этом случае не находит лучшего выхода, кроме как написать заявление об отказе преподавать в этом классе.
С этой проблемой к нам обратился педагогический корпус. Мы совместно с прокуратурой республики, родительской общественностью, Общественной палатой республики обсудили этот вопрос и решили обратиться к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрию Чернышенко, который курирует вопросы образования с тем, чтобы были разработаны нормативные правовые акты федерального уровня, которые бы устанавливали ответственность за нарушения как раз-таки в отношении педагогических работников.
Мы говорим о том, что в правовом поле, которое сегодня регламентирует особый статус педагога, не выстроена система предупреждения и воздействия на тех, кто осознанно унижает достоинство и понижает авторитет педагогических работников, препятствует им вести свою профессиональную деятельность.

Традиционно перед началом избирательных кампаний мы приводим региональное законодательство в соответствие с теми новшествами, которые были приняты на уровне Федерации. 23 мая Президент России подписал закон о внесении изменений в ряд федеральных законов, в том числе в 67-ФЗ – основной закон о выборах и референдумах.
Изменения достаточно серьезные. Например, теперь дополнительные выборы не проводятся и не назначаются в год, предшествующий году проведения основных выборов. У нас на 2026 год запланированы выборы депутатов всех районных Советов, то, соответственно, в этом году мы не проводим дополнительные выборы. В нашем случае это касается четырех районов – Якшур-Бодьинского, Игринского, Камбарского и Кезского. Свободные мандаты там пока останутся вакантными.
Еще одно важное изменение – это возможность для избирательных объединений и кандидатов дистанционного открытия, введения и закрытия избирательных счетов. Эта норма вступит в силу с 1 января 2026 года. При этом, если кандидат захочет воспользоваться прежним порядком и прийти самостоятельно в отделение банка, соответственно, у него такое право сохраняется.
Еще одно изменение касается права вести фото-видеосьемку представителям избирательной комиссии и Минюста на партийных мероприятиях. Это важно с точки зрения чистоты, прозрачности и легитимности политических процессов.
Важная норма для избирателей: подать обращение в избирательную комиссию в электронном виде теперь можно через аутентификацию на портале Госуслуги.
Отмечу, что 2025 год открывает череду крупных избирательных кампаний в Удмуртии. В этом году у нас пройдут выборы депутатов всех городских дум и дополнительные выборы в Государственный Совет. В выборах смогут принять участие порядка 750 тысяч избирателей.
В 2026 году планируется проведение выборов депутатов Государственной Думы и выборы депутатов всех районных Советов. 2027 год – выборы Главы Республики и депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики восьмого созыва.

проректор по стратегическим коммуникациям и развитию ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова», заместитель Председателя Общественной палаты Удмуртской Республики, доктор экономических наук, профессор
Исполнение бюджета Удмуртской Республики за 2024 год можно охарактеризовать как успешное и сбалансированное, что подтверждает ответственное финансовое управление и приоритетное внимание к социальным вопросам. В первую очередь стоит отметить, что регион выполняет все взятые на себя социальные обязательства — гарантируется своевременная выплата заработной платы бюджетникам, что является важным фактором социальной стабильности и мотивации работников государственных учреждений.
Кроме того, значительные усилия направлены на поддержку населения и реализацию национальных проектов, которые способствуют развитию инфраструктуры, здравоохранения, образования и других ключевых сфер. Это позволяет не только улучшать качество жизни граждан, но и создавать условия для устойчивого экономического роста.
Особо важно подчеркнуть, что в 2024 году удалось сократить государственный долг региона на 1 360,2 миллиона рублей. Это свидетельствует о грамотной долговой политике, снижении финансовых рисков и повышении кредитного рейтинга Удмуртии, что в долгосрочной перспективе улучшит инвестиционный климат и даст дополнительные возможности для развития.
Бюджет на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов сохраняет социально ориентированную направленность. Планируется увеличение доходной части бюджета, что позволит выделять больше средств на важнейшие проекты и социальные программы, которые существенно повысят уровень жизни жителей региона.