Posted By cnpt Posted On

Эксперты Центра новых политических технологий о конкуренции на выборах депутатов в Госдуму от Удмуртии в 2021 году

При всей внешней предсказуемости результата предстоящих выборов в Государственную думу этот избирательный процесс не лишен состязательности и конкурентной борьбы.

15 июля 2021 года Общественной палатой Удмуртской Республики был организован круглый стол по обсуждению доклада Фонда исследования проблем демократии по анализу политической конкуренции на предстоящих выборах.

В Удмуртии выборы намечаются довольно интересными. Уже известно об участии в них крупных федеральных фигур, таких как Аскольд Запашный.

По мнению экспертов, главная интрига заключается в запросе избирателей на обновление структуры партий в Государственной думе России, а значит не исключено вхождение в состав госдумы 5 партии. Также конкурентная борьба развернётся среди партий за статус главной оппозиционной партии в Государственной думе 2021 года и только от самих партий зависит, кто из них сможет подстроиться под запрос времени и укрепить свои позиции.

Перед стартом избирательной кампании Владимир Путин заявил, что думская избирательная кампания должна пройти так, чтобы ни у кого не было сомнений в легитимности ее итогов.

–  Для всех россиян, для общества, для уверенного развития страны важно, чтобы состав Госдумы восьмого созыва объективно отражал волю людей, суверенный выбор граждан России, – добавил Президент на встрече с представителями всех партий.

О том, как пройдут выборы, в чем их особенности – рассказывают эксперты Центра новых политических технологий.

Рашид Хуснутдинов, председатель Общественной палаты Удмуртской Республики

Доклад Фонда исследования проблем демократии по анализу политической конкуренции носит актуальный характер в условиях меняющегося электорального процесса.

Политическая конкуренция в России имеет неуклонную тенденцию к возрастанию.  Увеличивается как количество выдвинутых кандидатов и партий, так и количество зарегистрированных кандидатов. На муниципальных выборах активно участвуют не только партии, но и самовыдвиженцы. Неожиданных, непрогнозируемых побед сотни.

Современная избирательная система России молодая, но мы можем говорить о существенном прогрессе.

С точки зрения процедур и закона,  наша система в достаточной степени демократична. На предстоящих выборах большой упор делается на наблюдателей. В Удмуртии общественный штаб создан еще в декабре прошлого года. За это время мы обучили 2400 наблюдателей. Напомню, что на выборах в сентябре планируется открыть 1200 избирательных участка. Таким образом,  мы обеспечим полное и плотное покрытие наблюдателями всех избирательных участков.


Владимир Байметов,
вице-президент Всеудмуртской ассоциации «Удмурт. Кенеш»

Понимание, что такое настоящая политическая конкуренция, на мой взгляд, у нас еще не сформировалось. Многие путают понятия «конкуренции» и «победа на выборах». Этот вопрос до сих пор горячий и спорный, даже в Европе. Хорошо, что в России существующая система не позволяет такие недопонимания доводить до абсурда, как в США, когда мэром выбирают собаку (штат Миннесота, США,  2014 год).

Отмечу, что Россия из мировых политических тенденций по избирательному процессу не выбивается. И даже, может быть, сама процедура более демократична, чем в США.

Для меня показатель того, что  выборная система у нас демократична –  это то, что в ней стараются участвовать  все оппозиционные стороны. Да, сейчас есть некоторые ограничения и обязательства  для них, но сам факт того, как они на эти ограничения реагируют говорит о том, что выборная система действительно работает и позволяет участвовать в выборах всем желающим, а это и есть главный принцип легитимности и конкуренции.

Многие граждане хотят контролировать выборный процесс и становятся наблюдателями, что тоже говорит о рабочем состоянии нашей выборной системы. Мне кажется наша электоральная система уже доказала жизнеспособность и работоспособность. Да, он не идеальна, ее можно совершенствовать, но она работает.

Также хочу отметить, что у нас абсолютно открыто идет избирательный процесса что касается СМИ. Вопросы «Кого, как, сколько показывать?» регламентированы на уровне закона. С каким бы качеством материала не обращались в средства массовой информации представители партии, им никто не вправе отказать. Даже если их материалы в обычной жизни не выпустил в эфир ни один телеканал или не напечатали бы ни в одной газете. Никаких ограничений для партий нет, всё делается в рамках закона.


Наталья Машинникова,
заместитель председателя Общественной палаты города Ижевска

Удмуртия отличается стабильностью политических взглядов избирателей. В связи с чем полагаю, что итоги выборов 2021 года  коренных изменений не принесут.

Полагаю, что качественно состав политических партий прошедших в Государственную Думу Российской Федерации в 2021 году не изменится. Возможно, порог преодолеет пятая партия, кто именно это будет сказать в настоящее время сложно. На мой взгляд, неплохие шансы у партии «Новые люди», которые сделали ставку на современные сетевые способы организации партийной работы и высокое качество цифровизации. Полагаю, что есть шансы у партии «Яблоко», имеющей богатый политический опыт, свою «историю» и электорат.

Последние несколько лет конкуренция в избирательном процессе возрастает. Это касается количества выдвинутых партий и кандидатов, а также зарегистрированных кандидатов. На мой взгляд, наиболее серьёзной будет конкуренция за 3 и 4 место в списке партий оппозиции.

Так партия «Справедливая Россия – патриоты – за правду», для повышения своего рейтинга в регионе, сделала ставку на известность фигуры Аскольда Запашного. Однако вопрос пользы такого кандидата для региона остаётся открытым.


Александр Сунцов,
тренер обучения наблюдателей, член Общественного штаба Удмуртской Республики

На протяжении последних лет в России наблюдается увеличение уровня конкурентности на выборах всех уровней, и предстоящая избирательная кампания в Госдуму не станет исключением. В течение последних лет в Удмуртии возросло число выдвинутых и зарегистрированных кандидатов от разных партий на муниципальном уровне. Например, в 2020 году по итогам муниципальных выборов в городскую думу г. Можги партия «Единая Россия» заняла менее 50% кресел и для формирования работоспособного органа сформировала коалицию с депутатами партии «Родина». Возглавил городскую думу представитель партии «Родина» Андрей Чернов. Эти тенденции создают хорошие предпосылки для участия малых партий на выборах в Госдуму, а, следовательно, обострения конкуренции и привлечения большего внимания к осенней избирательной кампании.

Считаю, что граждане России достаточно хорошо осведомлены о выборном процессе, предстоящем нам в сентябре 2021 года. Как показывают данные статистических исследований, 38% граждан знают кандидатов выдвигающихся на выборы в ГД ФС РФ, 36% знают о том, что выборы будут проходить в сентябре 2021 года и лишь 26% людей говорит о том, что мало что знают о грядущем электоральном событии в жизни страны. Это говорит о том, что люди заинтересованы в политической повестке, хотят принять активное участие в жизни страны.

Интересным событием для Удмуртии станет участие в выборах Аскольда Вальтеровича Запашного, он баллотируется от партии «Справедливая Россия – патриоты – за правду». Как известно, братья Запашные являются заслуженными артистами Удмуртской Республики — они внесли существенный вклад в развитие циркового искусства. Поэтому, выбор региона Аскольдом Запашным вполне обоснован. Считаю, что господин Запашный продолжит дело начатое Иосифом Кобзоном и будет заниматься вопросами культуры (при условии успеха задуманного). Остается открытым вопрос, что Аскольд Вальтерович готов сделать для Удмуртии и как будет лоббировать ее интересы в случае победы на выборах?

Из заметных особенностей предстоящих выборов также стоит отметить, что голосование в этом году будет многодневным: ЦИК России уже принял соответствующее решение. Впервые законодательно установлена возможность электронного дистанционного голосования избирателей. Случаи и порядок такого голосования регламентированы ЦИК РФ. Поправки в избирательное законодательство были приняты еще в мае 2020 года. Поправками от апреля 2021 года отменен так называемый день тишины (запрет на агитацию) в день перед выборами при многодневном голосовании. Закон устанавливает, что предвыборная агитация должна быть завершена в 00:00 по местному времени первого дня голосования. Запрет на проведение агитации в дни выборов сохраняется. Необходимо отметить, что с этого года кандидаты, получающие зарубежное финансирование, обязаны информировать избирателей о выполнении ими функций иностранного агента. Все агитационные материалы данных лиц и/или выдвинувших их партий, выступления, платежные документы должны сопровождаться информацией о статусе иноагентов.

По сравнению с 2016 годом число действующих депутатов ГД ФС РФ среди кандидатов сократилось на треть. В 2 раза уменьшилось количество депутатов заксобраний субъектов.  Но учитывая запрос граждан на обновление структуры партий ГД ФС РФ появляются и новые игроки. Так, например. В Удмуртии — это партии «Зелёная альтернатива» и «Гражданская платформа».  Предсказать результат выборов достаточно тяжело, процесс является состязательным —  не исключено прохождение новой силы в Государственную думу России, например, партии «Новые люди».

Считаю, что выборы 2021 года будут отличаться от выборов 2016 года увеличением цифровзации процесса. Гражданам будет доступно больше вариантов для голосования вне избирательного участка. Например, с использованием процедуры электронного голосования. К сожалению, для избирателей Удмуртии возможность электронного голосования пока недоступна, но надеюсь, что на выборах в 2024 году мы сможем опробовать и эту систему.

Несмотря на большое количество нововведений в электоральный процесс, легитимность процесса, по моему мнению, останется неизменной.

В этом немалая заслуга ЦИКа России, принявшего нормативные правовые акты по всем новшествам в голосовании, что говорит о не заинтересованности ЦИКа в использовании недобросовестных методов на предстоящих выборах. Также 2021 году легитимность процесса будет обеспечиваться беспрецедентным количеством независимых общественных наблюдателей, что является одним из ключевых отличий от выборов 2016 года. На выборах 2016 года международные наблюдатели не заметили каких-либо критичных нарушений, влияющих на процесс волеизъявления граждан, выборы 2021 года тоже должны пройти на высоком организационном уровне.