Posted By cnpt Posted On

Минфин России внес в Правительство законопроекты о совершенствовании налогового законодательства

Министерство финансов России внесло в Правительство законопроекты о совершенствовании налогового законодательства. Изменения подразумевают выстраивание в стране полноценной прогрессивной шкалы налогообложения физлиц, что позволит сделать налоговую систему более справедливой и сбалансированной, поддержат семьи с детьми и честно работающий бизнес.

Эксперты Центра новых политических технологий прокомментировали вносимые предложения.

Наиль Мухамедзянов,
заместитель председателя Государственного Совета Удмуртии – председатель постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по бюджету, налогам и финансам

Прогрессивное налогообложение не коснется подавляющего большинства жителей Удмуртии. Изменения затронут интересы лишь тех, кто зарабатывает больше 200 тысяч рублей в месяц.

Не попадут под прогрессивный НДФЛ доходы участников специальной военной операции, а также самозанятых. Ставка для них останется на прежнем уровне.

Для семей с двумя и более детьми и душевым доходом ниже полутора прожиточных минимумов в месяц налоговые ставки и вовсе будут снижены на 7%. Такие семьи будут получать своего рода налоговый кэшбэк. Ставка НДФЛ для них составит всего 6%.

Эта мера позволит поддержать примерно половину от общего числа всех семей с двумя и более детьми в стране. Будут действовать и стандартные вычеты по НДФЛ на второго и третьего ребенка.


Анатолий Наумов,
руководитель депутатской фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
в Государственном Совете Удмуртской Республики

Считаю, что основная идея изменений в налоговое законодательство – это, прежде всего, справедливость. Они призваны снизить разницу в доходах россиян, оказать дополнительную поддержку семьям с детьми, стимулировать создание новых производств и нарастить темпы развития регионов.

В связи с этим в непростые для страны времена Правительство Российской Федерации предложило повысить налог для тех, кто имеет более высокие доходы. Прогрессивная шкала налогообложения коснётся только 3% работающих граждан, при этом для подавляющего большинства тех, кто будет платить повышенную налоговую ставку, дополнительные налоговые расходы возрастут также незначительно.

В рамках предстоящих изменений в налоговой системе средства от повышения налогов пойдут на национальные цели, обозначенные Президентом России Владимиром Путиным.

Дополнительную помощь получат российские регионы, средства от повышения налогов пойдут на социально-экономическое развитие, реализацию масштабных социальных проектов, финансирование новых национальных проектов «Семья», «Молодёжь и дети», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры». Будут увеличены вложения в строительство жилья, дорожной сети, инфраструктуру, также будет увеличено финансирование мер поддержки бизнеса, развития наукоёмких отраслей и сферы высоких технологий.

Дополнительные средства от налоговых сборов направят на модернизацию социальной инфраструктуры. Прежде всего, речь идёт о строительстве, ремонте детских садов, школ, студенческих общежитий, поддержке материнства и детства.


Тимур Ягафаров,
руководитель депутатской фракции ЛДПР в
Государственном Совете Удмуртской Республики

Самый чувствительный для общества тезис пакета налоговых изменений – прогрессивная шкала НДФЛ, глубже ранжированная по сравнению с существующей. Это нововведение отражает настроение населения, при этом должно коснуться лишь 3% работающих граждан согласно расчетам Минфина. На мой взгляд, такая мера имеет право на существование, так как позволит несколько повысить доходы бюджета, за счет чего заработают меры налоговой поддержки лиц с невысокими доходами и лиц, имеющих детей.

Увеличение налога на прибыль с одновременной отменой экспортных пошлин – изменение, которое позволит стимулировать деятельность товаропроизводителей-экспортеров, так как повышение налога является более благоприятным вариантом, чем продление пошлин. Однако эффект от такой меры для разных отраслей, особенно внутреннего рынка, будет неравнозначным.

Также пока не совсем, на мой взгляд, выглядит убедительной аргументация федерального Минфина концепции по уплате упрощенцами НДС с дохода свыше 60 млн рублей. Почему малый и средний бизнес в этом случае предпочтет масштабироваться в сравнении со схемами дробления, получив дополнительную налоговую нагрузку? Скорее товаропроизводитель так или иначе переложит ее на конечного потребителя, что явно не будет способствовать развитию экономики и благосостоянию граждан в перспективе.

При этом важным в концепции реформы я считаю посыл федеральной исполнительной власти о том, что дополнительный объем средств, который будет аккумулирован благодаря реформе, планируется направить на реализацию национальных проектов, на вопросы социальной направленности, такие как, например, ремонты медицинских и образовательных учреждений, что носит более адресный характер, чем создание каких-либо резервных фондов государства в целях покрытия того или иного локального дефицита бюджета.


Владимир Головин,
Глава муниципального образования «Муниципальный округ Увинский район Удмуртской Республики», Председатель Совета муниципальных образований Удмуртской Республики

В целом, если говорить про переход на прогрессивную школу налогообложения по НДФЛ, то мы должны были к этому прийти. На сегодня в большинстве стран с развитой экономикой она применяется (США, Китай, Япония, Германия и т.д.).

Для нас эти изменения не окажут существенного влияния ни на формирование доходной части местных бюджетов, ни на доходы непосредственно населения.

Изменения, предлагаемые в части усовершенствования налогообложения бизнеса, коснутся в основном «крупных игроков», осуществляющих деятельность за пределами нашего региона.

Безусловно, нам, муниципалитетам, очень хотелось бы, чтобы часть от налога на прибыль оставалась в местных бюджетах, и с учетом увеличения ставки данного налога с 20% до 25%, можно было бы это предусмотреть, ведь органы местного самоуправления зачастую играют важную роль в развития того или иного представителя бизнеса, в том числе за счет предоставления мер поддержки, объектов недвижимости или земельных участков на льготных условиях, содействия в поиске рабочей силы.


Сергей Васильцов,
Президент Союза
«Торгово-промышленная палата
Удмуртской Республики»

Сегодня в России активно идут обсуждения про изменения налоговой системы. Мы, как представители самой многочисленной и авторитетной ассоциаций предприятий региона, изучив предложенные изменения, отмечаем следующие ключевые и позитивные изменения.

Во-первых, данные изменения коснутся малообеспеченных людей, с невысокими зарплатами. Предлагается установить пять порогов НДФЛ, в зависимости от уровня доходов человека с 13 до 22%. Касается это небольшой группы трудоспособного населения – 3,2%. Полученные с более высоких зарплат средства пойдут на поддержку малообеспеченных семей, многодетных семей, участников СВО, людей с ограниченными возможностями здоровья и будут нести в себе социальную функцию – выравнивание при распределении доходов, что соответствует, на наш взгляд, майскому Указу Президента России о снижении уровня бедности.

Во-вторых, от налоговых изменений должен выиграть бизнес. В частности, Минфин предлагает расширить налоговый механизм поддержки инвестиций – в первую очередь, для высокотехнологичных проектов путем применения инвестиционного налогового вычета. Предлагается повысить коэффициент к расходам на НИОКР с 1,5 до 2.

Простыми словами компании, которые инвестируют в разработку и разрабатывают научно-конструкционные работы, будут платить налоги с меньшим размером налогооблагаемой прибыли. На наш взгляд, это очень серьезная поддержка для тех компаний, кто сегодня инвестирует в научно-исследовательские и конструкторские работы, вкладывается в цифровизацию и роботизацию, повышает зарплаты сотрудникам. Особенно это важно для нашего промышленного региона. Появляется четкая задача – развивать именно высокотехнологичное производство в стране.

В-третьих, увеличивается порог применения упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса. Предлагается увеличение порогов УСН по доходам до 450 млн рублей и основным средствам до 200 млн. рублей. Благодаря этому большее количество малых предприятий смогут применять упрощенную систему налогового обложения со всеми вытекающими выгодами.

Подводя итог, считаем, что налоговая система должна быть справедливой, сбалансированной, то есть обеспечивать возможность выполнения государственных и социальных задач, национальных целей.


Олег Овчинников,
Уполномоченный по защите
прав предпринимателей
в Удмуртской Республике

Одна из важнейших задач в рамках внесенных предложений Минфином России – обеспечение плавного и комфортного перехода с одной налоговой системы на другую. Это необходимо, поскольку вызывает опасения у предпринимателей.

Удмуртская Республика, с точки зрения получения доходов, треть получает от предпринимательской деятельности. Многие предприятия сегодня расширяются, создают новые рабочие места. И необходимо, чтобы при принятии следующих изменений, это ни в коем случае отрицательно не отразилось на предпринимателе.

Более того, нужно сделать так, чтобы в изменениях были заложены более удобные, более понятные системы налогообложения, особенно для микро и малого бизнеса, потому что сегодня именно они являются фундаментом для перехода на другие уровни доходов: средние и крупные. В этой части надо максимально ювелирно подходить к предлагаемым изменениям.


Раиль Галиахметов,
проректор ИжГТУ
по стратегическим коммуникациям
и развитию, доктор экономических наук, профессор, член Общественной палаты Удмуртской Республики

Налоговые изменения, которые ждут нашу страну, я оцениваю как положительные, потому что они действительно были ожидаемыми.

Я не припомню каких-либо других изменений, которые были бы настолько обсуждаемы столь долгое время, и вот наконец мы видим итог – дифференциация системы налогообложения людей в зависимости от их доходов. Это значительно щадящая система относительно многих мировых государств.

Предложенные изменения позволяют реализовать принципы справедливости, потому что минимальный уровень обложения дифференциации начинается с 200 тысяч в месяц. Это те средства, которые реализуют не только стоимость рабочей силы, но и ее расширенное воспроизводство.

Как экономисту мне также импонирует то, что изменения не ущемляют интересы бизнеса. Даже в таких жесточайших условиях санкционной политики мы, в принципе, не сильно ощущаем её влияние при своём потреблении. Потому что рыночные отношения работают очень хорошо и позволяют закрывать все свободные ниши, которые появляются.


Игорь Сухоруков,
вице-президент общественной организации «ВПА МПА», член Общественной палаты Удмуртской Республики, Председатель Общественного Совета при УФНС России
по Удмуртской Республике

Что касается прогрессивной ставки налогообложения, то мое мнение здесь однозначное и совпадает с мнением Правительства Российской Федерации. Прогрессивная и более гибкая ставка необходима, чтобы люди с меньшим доходом могли платить меньше, чем люди с более высоким доходом.

Хочу отметить, что законодателям к принятию изменений нужно подойти внимательно и аккуратно, потому что существует много подводных камней в этой сфере. Например, у нас сейчас в некоторых отраслях не хватает количества рабочих, квалифицированных сотрудников. Чтобы сохранить сотрудника, работодатели готовы идти на всё. Даже нести какие-то дополнительные финансовые обременения.


Евгений Костенков,
Председатель Регионального отделения ООО «Союз пенсионеров России», директор ООО «Оптимальное решение», член Общественной палаты Удмуртской Республики, член Общественного Совета при УФНС России по Удмуртской Республике

Налоговая система является одним из краеугольных камней всей финансовой системы России, поэтому изменения коснутся многих. Отрадно, что этот вопрос был вынесен на такое массовое обсуждение.

Есть, конечно, и вопросы, которые еще требуют детального рассмотрения: например, по малому и среднему бизнесу с доходами выше 60 млн рублей, который хотят «перевести» на НДС. Нужно привлекать к обсуждению экспертное сообщество и Союз предпринимателей России. Тема для дискуссии есть.

Дополнительно к озвученным предложениям я ввёл бы налог на наследование, который отменен в 2006 году. Мы живем в такое время, когда наследуются уже не только огороды или квартиры, но и целые бизнесы. Также, на мой взгляд, возможно введение налога в рамках процедуры дарения.


Константин Мышкин,
бизнес-тренер

Считаю, что налоговые изменения, предлагаемые Минфином России, актуальны для текущей ситуации в нашей стране: в условиях проведения специальной военной операции и действующей санкционной политики. Изменения предложены на перспективу, но с учетом сегодняшней экономической ситуации.

Что касается бизнеса, то ему нужно будет время, чтобы перестроиться. Да, возможно, первое время кому-то будет некомфортно, будут негативные реакции, но это нормально для переходного периода.