Александр Сунцов — о конкуренции на выборах депутатов в Госдуму от Удмуртии в 2021 году
На протяжении последних лет в России наблюдается увеличение уровня конкурентности на выборах всех уровней, и предстоящая избирательная кампания в Госдуму не станет исключением. В течение последних лет в Удмуртии возросло число выдвинутых и зарегистрированных кандидатов от разных партий на муниципальном уровне. Например, в 2020 году по итогам муниципальных выборов в городскую думу г. Можги партия «Единая Россия» заняла менее 50% кресел и для формирования работоспособного органа сформировала коалицию с депутатами партии «Родина». Возглавил городскую думу представитель партии «Родина» Андрей Чернов. Эти тенденции создают хорошие предпосылки для участия малых партий на выборах в Госдуму, а, следовательно, обострения конкуренции и привлечения большего внимания к осенней избирательной кампании.
Считаю, что граждане России достаточно хорошо осведомлены о выборном процессе, предстоящем нам в сентябре 2021 года. Как показывают данные статистических исследований, 38% граждан знают кандидатов выдвигающихся на выборы в ГД ФС РФ, 36% знают о том, что выборы будут проходить в сентябре 2021 года и лишь 26% людей говорит о том, что мало что знают о грядущем электоральном событии в жизни страны. Это говорит о том, что люди заинтересованы в политической повестке, хотят принять активное участие в жизни страны.
Интересным событием для Удмуртии станет участие в выборах Аскольда Вальтеровича Запашного, он баллотируется от партии «Справедливая Россия – патриоты – за правду». Как известно, братья Запашные являются заслуженными артистами Удмуртской Республики — они внесли существенный вклад в развитие циркового искусства. Поэтому, выбор региона Аскольдом Запашным вполне обоснован. Считаю, что господин Запашный продолжит дело начатое Иосифом Кобзоном и будет заниматься вопросами культуры (при условии успеха задуманного). Остается открытым вопрос, что Аскольд Вальтерович готов сделать для Удмуртии и как будет лоббировать ее интересы в случае победы на выборах?
Из заметных особенностей предстоящих выборов также стоит отметить, что голосование в этом году будет многодневным: ЦИК России уже принял соответствующее решение. Впервые законодательно установлена возможность электронного дистанционного голосования избирателей. Случаи и порядок такого голосования регламентированы ЦИК РФ. Поправки в избирательное законодательство были приняты еще в мае 2020 года. Поправками от апреля 2021 года отменен так называемый день тишины (запрет на агитацию) в день перед выборами при многодневном голосовании. Закон устанавливает, что предвыборная агитация должна быть завершена в 00:00 по местному времени первого дня голосования. Запрет на проведение агитации в дни выборов сохраняется. Необходимо отметить, что с этого года кандидаты, получающие зарубежное финансирование, обязаны информировать избирателей о выполнении ими функций иностранного агента. Все агитационные материалы данных лиц и/или выдвинувших их партий, выступления, платежные документы должны сопровождаться информацией о статусе иноагентов.
По сравнению с 2016 годом число действующих депутатов ГД ФС РФ среди кандидатов сократилось на треть. В 2 раза уменьшилось количество депутатов заксобраний субъектов. Но учитывая запрос граждан на обновление структуры партий ГД ФС РФ появляются и новые игроки. Так, например. В Удмуртии — это партии «Зелёная альтернатива» и «Гражданская платформа». Предсказать результат выборов достаточно тяжело, процесс является состязательным — не исключено прохождение новой силы в Государственную думу России, например, партии «Новые люди».
Считаю, что выборы 2021 года будут отличаться от выборов 2016 года увеличением цифровзации процесса. Гражданам будет доступно больше вариантов для голосования вне избирательного участка. Например, с использованием процедуры электронного голосования. К сожалению, для избирателей Удмуртии возможность электронного голосования пока недоступна, но надеюсь, что на выборах в 2024 году мы сможем опробовать и эту систему.
Несмотря на большое количество нововведений в электоральный процесс, легитимность процесса, по моему мнению, останется неизменной.
В этом немалая заслуга ЦИКа России, принявшего нормативные правовые акты по всем новшествам в голосовании, что говорит о не заинтересованности ЦИКа в использовании недобросовестных методов на предстоящих выборах. Также 2021 году легитимность процесса будет обеспечиваться беспрецедентным количеством независимых общественных наблюдателей, что является одним из ключевых отличий от выборов 2016 года. На выборах 2016 года международные наблюдатели не заметили каких-либо критичных нарушений, влияющих на процесс волеизъявления граждан, выборы 2021 года тоже должны пройти на высоком организационном уровне.
Александр Сунцов, тренер обучения наблюдателей, член Общественного штаба Удмуртской Республики