Posted By cnpt Posted On

Госдума России приняла в I чтении законопроект о единых правилах онлайн-голосования

26 января Госдума России приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает единые правила проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) для всех регионов и на выборах всех уровней.

Авторы законопроекта – депутаты «Единой России» Дмитрий Вяткин и Дмитрий Ламейкин – отмечают, что за три года применения дистанционного электронного голосования на выборах разного уровня накоплен большой опыт и настало время сформировать единые принципы и параметры для всех выборов и референдумов на территории Российской Федерации.

Изменения избирательного законодательства, по мнению заместителя председателя ЦИК России Николая Булаева, это следующий шаг в понимании, каким должно быть дистанционное электронное голосование – публичным, понятным и открытым.

ДЭГ должно стать дополнительным инструментом для избирателей, и на наш взгляд, он должен быть интегрирован в систему избирательного законодательства в полноценном масштабе, заключили авторы инициативы.

Мнения экспертов Центра новых политических технологий о новом законопроекте про дистанционное голосование – в нашем материале.

Александр Брод,
член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ

Ассоциация НОМ в течение последних двух лет очень пристально следит за развитием процедуры ДЭГ не только в России, но и за рубежом. Мы неоднократно проводили консультации с экспертами в Эстонии, где с 2005 года применяется эта новая форма голосования, и с каждыми новыми выборами мы видим, что популярность этой формы растет. Кроме того, наши оценки ДЭГ постоянно звучат в докладах о новых формах голосования по итогам единого дня голосования в позапрошлом и прошлом году.

Эта новая форма голосования удобна и комфортна для избирателя, особенно в условиях пандемии, и об этом говорят данные соцопросов – не только ВЦИОМ, но и других социологических институтов. Очень важно, что теперь механизм реализации ДЭГ закрепляется на законодательном уровне.

Опыт общественного контроля за ДЭГ наработан и в Москве, и в ряде других регионов. Мы находились в контакте с общественными штабами и в Севастополе, и в Ростовской области, и серьезных сбоев в регионах мы не наблюдали. Поэтому я считаю, что с участием специалистов по ИТ-технологиям, экспертами в этой сфере нам в самое ближайшее время нужно доработать имеющийся региональный опыт, представить предложения их в виде рекомендаций, дорожной карты для общественных палат, экспертных сообществ. Необходимо очень четко прописать алгоритм действий по общественному контролю за дистанционным электронным голосованием.


Юлия Симакова,
координатор НОМ в УР,
ООО «Финист», юрисконсульт

26 января 2022 года Государственная Дума ФС РФ в первом чтении приняла законопроект, который устанавливает единые правила проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) для всех регионов и на выборах всех уровней. В марте проект будут дорабатывать, но уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что онлайн-голосование в России – неотъемлемая часть нашего будущего.

Во-первых, ДЭГ – это удобно для избирателей. Проголосовать можно, не выходя из дома с использованием личной техники (смартфон, ноутбук). При этом, как показала практика, явка на дистанционное электронное голосование выше, чем на традиционные выборы: люди, которые зарегистрировались на ДЭГ, более 90% случаев заходят и голосуют. Во-вторых, это экологично. Не нужно готовить такое количество бумажных бюллетеней.

Стоит отметить, что регионам для подготовки к электронному голосованию еще многое необходимо сделать. Например, не в каждом населенном пункте есть стабильный интернет, не все граждане, обладающие избирательным правом, имеют подтвержденную учетную запись на портале Государственных услуг.

Отмечу, что опыт голосования в шести регионах на федеральной платформе ДЭГ на выборах в Госдуму-2021 (в Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областях) показал, что риска безопасности и угрозы стабильности работе системы ввиду большого количества посещения пользователями сайта одновременно, нет. Система показала себя надежной и безопасной. Хотя, как эксперт я вижу необходимость чёткой регламентации прав независимых наблюдателей за электронным голосованием. Эти вопросы обязательно должны быть отражены в принимаемом законопроекте, в первую очередь, потому что есть такой запрос у населения – участвовать в понятной и безопасной процедуре голосования, зная, что твой голос будет учтен. И, во-вторых, потому что это повысит легитимность выборов и предотвратит возможные провокации со стороны проигравших кандидатов.


Павел Данилин,
политолог

Общественный контроль за процедурой дистанционного электронного голосования является одним из ключевых при дальнейшем применении технологии на выборах. В прошлом году общественники присутствовали в штабе Общественной палаты и наблюдали за ходом ДЭГ в том числе. Надо расширить и углубить возможность контроля общественности за ДЭГ. В законопроект ко второму чтению стоит добавить функции наблюдателей.


Александр Бадица,
главный редактор журнала «Деловая репутация», Председатель Общественной палаты Ижевска седьмого состава,
представитель Региональной общественной организации
«Союз журналистов Удмуртии»

Потенциальное введение ДЭГ на выборах – вполне в духе времени. Цифровизация охватывает все больше сфер нашей жизни. В избирательных кампаниях агитационная работа все активнее ведется в соцсетях, мессенджерах и т.п. Кандидаты идут к своему избирателю – туда, где ему удобнее воспринимать информацию, где удобнее выстроить с ним общение и взаимодействие, получить отклик. И этот сегмент будет только расти.

Нет ничего удивительного, что для значительной части людей выразить свои политические предпочтения так же сегодня становится удобнее с помощью электронных сервисов. Значит, этот инструмент необходимо предусмотреть, создать и обеспечить его максимальную легитимность и признание в обществе.

Первые опыты применения ДЭГ показали и его очевидные плюсы, и имеющиеся минусы. Работа над их устранением должна пройти и в технической плоскости, и в коммуникационной: разъяснение работы с инструментами ДЭГ, повышение доверия людей к результатам. Уйти от внедрения электронных форматов голосования уже вряд ли удастся. Сейчас самая важная задача – сделать так, чтобы новые форматы были приняты обществом.


Максим Григорьев,
руководитель Координационного
совета при ОП РФ
по общественному контролю
за голосованием

Мы предлагаем Государственной Думе РФ учесть во втором чтении закона наши предложения, которые позволят осуществлять общественный контроль за ДЭГ на таком же уровне, как на избирательных участках. В связи с этим мы предлагаем субъектам общественного контроля, партиям и кандидатам предоставить право направления наблюдателей в комиссии, которые будут реализовывать дистанционное электронное голосование.

Главное фото: kp.ru, Михаил Фролов