Posted By cnpt Posted On

С 1 марта 2022 года в России изменится порядок обращения с промышленными отходами I и II класса


19 января в Ижевске состоялось заседание рабочей группы Совета Федерации по мониторингу реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов».

На заседании между Федеральным экологическим оператором и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) было подписано Соглашение об информационном взаимодействии в сфере обращения с отходами I и II классов.

Напомним, что в рамках реализации национального проекта «Экология» с 1 марта 2022 года в России будет создана комплексная система по обращению с промышленными отходами I и II класса.

О важности создания такой комплексной системы – в мнениях экспертов Центра новых политических технологий.

Сергей Пермяков,
директор Удмуртской Ассоциации переработчиков отходов, Председатель общественного совета Минприроды Удмуртии

С 1 марта текущего года в стране начинает работу система обращения с отходами 1 и 2 класса. До сих пор такого документа в стране не было.

Надо иметь ввиду, что действующие сегодня меры контроля за такими видами отходов не позволяют проследить все этапы их жизненного цикла.

Система, которая вводится с 1 марта, позволит обеспечить прозрачный учет и контроль за обращением с ОПВК от их образования до безопасной утилизации. Фактически, все промышленные предприятия, производящие отходы 1 и 2 класса и не перерабатывающие их самостоятельно, будут обязаны заключить договор с «Федеральным экологическим оператором» (предприятием Росатома).

При этом в задачи оператора будет входить транспортировка, хранение, обезвреживание, утилизация отходов с привлечением собственных мощностей или существующих в стране переработчиков. Это позволит выстроить прозрачную систему работы.

Считаю, что наша страна делает важный шаг к формированию грамотного подхода к обращению с отходами в стране.


Ольга Дружакина,
к.т.н., доцент кафедры инженерной защиты окружающей среды
ФГБОУ ВО «УдГУ»

С 1 марта 2022 года вводится новая система обращения с отходами 1 и 2 классов. Система позволит обеспечить прозрачный учет и контроль за обращением с ОПВК.

Внедрение новой системы обращения с ОПВК для России – важный шаг в формировании системного подхода в решении комплексной организационно-управленческой и инженерно-технической задачи как с позиции обеспечения экологической безопасности, так и развития новой индустрии по переработке отходов. Это возможность посмотреть на отходы не как на остатки производства и потребления, а как на вторичные материальные ресурсы.

Организовывать деятельность по безопасному обращению с промышленными отходами 1 и 2 классов доверено предприятию Госкорпорации «Росатом» — ФГУП «Федеральный экологический оператор».

Цифровым механизмом управления процессами станет федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК), которая будет фиксировать весь жизненный цикл отходов с момента их образования до утилизации и получения из них вторичных материальных ресурсов, поможет прогнозировать загрузку мощностей, оптимизировать логистику.

ФГИС ОПВК будет способствовать:

• Обеспечению надлежащего учета и контроля за обращением с отходами I и II классов на всем жизненном цикле отходов – от источника образования (отходообразователь) до переработчика. Это снизит количество несанкционированно вывозимых и депонируемых опасных отходов с нарушением природоохранных требований;

• Созданию информационной базы данных о местах нахождения объектов по переработке и их технических характеристиках, применяемых сегодня технологиях. Проще говоря, отходообразователю не нужно искать предприятие по вывозу ОПВК и их переработке, эти функции берет на себя ФЭО;

• Организации деятельности по обращению с отходами I и II классов на существующих мощностях с учетом логистики производственных данных мощностей и имеющихся технологий переработки, с соблюдением требований безопасности для окружающей среды. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию отрасли по переработке ОПВК с применением передовых технологий их обезвреживания и утилизации;

• Формированию и развитию рынка переработки ОПВК, максимально прозрачного и открытого к диалогу между отходообразователями и переработчиками, что в перспективе будет способствовать переходу к экономике замкнутого цикла.

Особо хочется отметить, что развитие нового сектора экономики будет способствовать внедрению инновационных технологий, формированию нового поколения специалистов для этого сектора, производственных комплексов и созданию новых рабочих мест.

На первых этапах внедрения системы могут возникать сложности, которые возможно решить только в двухстороннем диалоге промышленности и ФЭО. Например, отходообразователь при заключении договора с ФЭО должен предоставить паспорт отхода с указанием его компонентного состава. В ходе различных технологических процессов на предприятиях отходы сливаются в единую тару, смешиваясь и образуя новый отход, компонентный состав которого определить крайне сложно (например, реагенты в лабораториях). В данном случае бремя определения компонентного состава отхода ложится на предприятие, где он образовался. Но сегодня не каждая лаборатория способна провести анализ таких сложных (смешанных) отходов, а без определения состава ОПВК ФЭО не примет их. Это заставляет задуматься о развитии системы определения компонентного состава отхода, о системе раздельного сбора таких отходов в местах их образования. Такие нюансы в ходе запуска системы будут возникать и они могут быть решены только в двухстороннем диалоге промышленности и ФЭО.

Наша страна планомерно и поэтапно внедряет систему учета, контроля и безопасного обращения с отходами и внедрение данной системы — это следующий шаг в реформе по обращению с отходами, начавшейся в январе 2019 года. Впервые в нашей стране будут сформированы реальные сведения о фактическом количестве образующихся отходов I и II классов и данные об их переработке, накоплении и размещении, путях транспортировки и технологиях переработки.


Георгий Лещев,
 юристэколог

На территории Российской Федерации долгое время, по сути, отсутствовала система, позволяющая в полном объёме обезвреживать накопленные ранее и вновь создаваемые отходы, которые представляют угрозу для окружающей среды и жизни и здоровья людей.

Не было и нормативных актов, регулирующих обращения с отходами I и II классов. Всё это не позволяло государству осуществлять должный контроль за ведением безопасного сбора, накопления, транспортирования, обработки, обезвреживания и размещения таких отходов.

С 1 марта 2022 года ситуация кардинально изменится, так как в силу вступят новые правила обращения с отходами I и II классов. Появится цифровая платформа федеральная государственная информационная система, которая станет полной и актуальной базой данных, аккумулирующая всю информацию о данных отходах, и позволит в режиме реального времени управлять ими с момента образования до переработки.

Базисом для формирования новой системы обращения с отходами I и II классов стал федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов», реализуемый в составе национального проекта «Экология», созданного по Указу Президента Российской Федерации Владимира Путина.

Считаю, что построение комплексной системы обращения с отходами I и II классов – одна из актуальных государственных задач, которая направлена на сохранение природы для будущих поколений.

Главное фото: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (council.gov.ru)